КОРОЛЕВ, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (1907-1966), советский ученый
и конструктор в области ракетостроения
и космонавтики, главный конструктор первых боевых
и космических ракет, искусственных спутников Земли,
пилотируемых космических кораблей, основоположник практической
космонавтики, академик, дважды Герой Социалистического Труда.
Королев родился 12 января 1907 (30 декабря
1906 по старому стилю) в Житомире в семье
учителя гимназии. В 1909 семья перебралась в Киев;
вскоре после этого родители разошлись. В 1916 мать
вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем
переехала в Одессу. В 1917 Сережа поступил
в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли,
и он стал заниматься самостоятельно
по гимназической программе с помощью матери
и отчима. В 1921 в Одессе появился отряд
гидросамолетов, и будущий конструктор увлекся
воздухоплаванием, а в 1923 начал заниматься
в планерном кружке. В 1922-1924 он учился
в стройпрофтехшколе. В 1924 поступил
на механический факультет Киевского политехнического
института, но, поскольку там не было открыто
аэромеханическое отделение, перешел
в 1926 в Московское высшее техническое училище
им. Баумана, аэромеханический факультет которого окончил
в 1930. И в Киеве, и в Москве
он занимался планеризмом: летал на планере, построил
свой планер; одновременно учился летать на самолете, получил
диплом летчика и построил небольшой самолет —
авиетку. В 1927-1930 участвовал в планерных
соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам
и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3,
специально сконструированный и построенный для исполнения
фигур высшего пилотажа, на котором
летчик В.А.Степанчонок впервые в мире
на безмоторном летательном аппарате сделал петлю
Нестерова. В эти же годы Королев пришел к мысли
поставить на планер ракетный двигатель. В начале 1930-х
годов он стал одним из инициаторов создания при
ОСОАВИАХИМе Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая
разработала и запустила 17 августа 1933 ракету
"ГИРД-09" на гибридном топливе. В сентябре
1933 на базе Московской организации ГИРД
и Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) был
создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ,
впоследствии — НИИ-3, а затем НИИ-1) во главе
с И.Т.Клейменовым, заместителем которого был назначен
Королев (вскоре вместо него заместителем начальника института
стал Г.Э.Лангемак). В РНИИ Королев занимался созданием
крылатых ракет с гироскопическим автопилотом
и с гирокомандной системой наведения, снабженных
жидкостным ракетным двигателем конструкции В.П.Глушко. Кроме
того, он работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан
РП-318-1, созданный на базе планера Королева
и двигателя Глушко, совершил первый полет 28 февраля
1940. Однако до этого в РНИИ
в 1937-1938 произошли трагические события:
по ложным обвинениям во вредительстве были арестованы
и расстреляны И.Т.Клейменов и Г.Э.Лангемак
и арестованы еще пять сотрудников, в том числе Королев
и Глушко. 27 сентября 1938 Королев был осужден
на 10 лет заключения в исправительно-трудовых
лагерях строгого режима и отправлен на Колыму.
В 1939 новое руководство НКВД решило организовать
конструкторские бюро, в которых должны были трудиться
заключенные специалисты. В одно из таких бюро,
возглавляемое А.Н.Туполевым, тоже заключенным, и был
направлен Королев. Этот коллектив занимался проектированием
и созданием пикирующего бомбардировщика Ту-2. Вскоре после
начала войны Особое техническое бюро Туполева эвакуировали
в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани
аналогичное бюро занимается ракетными ускорителями для
бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего сотрудника
НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где
стал заместителем Глушко. В эти же годы он начал
самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата — ракеты
для полетов в стратосферу. 27 июля
1944 по указу Президиума Верховного Совета СССР Королев
и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно
освобождены со снятием судимости.
После окончания войны во второй половине
1945 Королев в числе других специалистов был
командирован в Германию для изучения немецкой техники.
Особый интерес для него представляла немецкая ракета
V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полета
ок. 300 км при стартовой массе
ок. 13 т. Параллельно с изучением
и испытаниями ракеты V-2 Королев, назначенный главным
конструктором баллистических ракет, с группой сотрудников
разработал ракету на жидком топливе Р-1; в мае
1949 состоялось несколько пусков геофизических ракет такого
типа. В те же годы были разработаны ракеты Р-2,
Р-5 и Р-11. Все они были приняты на вооружение
и имели научные модификации. В середине 1950-х годов
в КБ Королева была создана знаменитая Р-7 —
двухступенчатая ракета, которая обеспечила достижение первой
космической скорости и возможность вывода
на околоземную орбиту летательных аппаратов массой
в несколько тонн. Эта ракета (с ее помощью были
выведены на орбиту первые три спутника) затем была
модифицирована и превращена в трехступенчатую (для
вывода "лунников" и полетов с человеком). Первый
спутник был запущен 4 октября 1957, через месяц —
второй, с собакой Лайкой на борту, а 15 мая
1958 — третий, с большим количеством научной
аппаратуры. С 1959 Королев руководил программой
исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было
направлено несколько космических аппаратов, в том числе
аппаратов с мягкой посадкой, а 12 апреля
1961 осуществлен первый полет человека в космос. При
жизни Королева на его космических кораблях в космосе
побывало еще десять советских космонавтов, был осуществлен выход
человека в открытый космос (А.А.Леонов 18 марта
1965 на КК "Восход-2"). Королевым и группой
координируемых им организаций были созданы космические
аппараты серий "Венера", "Марс", "Зонд", искусственные спутники
Земли серий "Электрон", "Молния-1", "Космос", разработан
космический корабль "Союз".
Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966. В
том же году АН СССР учредила золотую медаль его имени
"За выдающиеся работы в области ракетно-космической
техники". Именем Королева названо крупнейшее образование
на обратной стороне Луны.
|