Воскресенье, 19.05.2024, 04:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Вселенная

Каталог статей

Главная » Статьи » Люди » Люди

Астрология
Геоцентрическая система Птолемея

Астрология (от др.-греч. ἄστρον, астрон, звезда, и от др.-греч. λογία, логия, учение о) — оккультное учение, согласно которому по расположению небесных тел, в основном планет, возможно предсказывать будущее отдельных людей и целых народов, исход предпринимаемых действий и происходящих событий.

Астрология возникла в глубокой древности в Месопотамии и получила значительное развитие в Ассирии, Вавилоне, Греции, Риме, Индии, далее в исламском мире и Европе. Семи планетам древних: Солнцу, Луне, Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну было приписано влияние на судьбу людей. На основании их взаимного расположения, положения относительно 12 знаков зодиака и 12 домов в момент рождения человека составлялся гороскоп, говоривший о его судьбе. Гороскоп также составлялся для момента начала предполагаемого действия, например, сражения, для определения исхода событий и выбора стратегии поведения. Позднее к ряду семи планет, известных в древности, были добавлены Уран, Нептун, Плутон, некоторые крупные астероиды и фиктивные точки.

С точки зрения науки астрология является лженаучным учением и разновидностью гадательной магии. При этом наука признаёт, что на определённом этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания.


Разделы астрологии

Основная статья: Разделы астрологии

Астрология имеет широкий спектр разделов, отличающихся решаемыми задачами и методологией:

Традиции гороскопической астрологии

Гороскоп, построенный по западному образцу

Нельзя однозначно определить исторический момент, в который возникла астрология. Однако различные археологические находки, среди которых наиболее значительным является открытый в 1847 г. в Ниневии свод глиняных табличек из дворцовой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (669 — 626 гг. до н.э.), свидетельствуют, что не позднее последних веков III тыс. до н. э. в Месопотамии уже велись систематические астрономические наблюдения, а отдельным астрономическим явлениям (кометы, солнечные и лунные затмения и т. п.) придавалось астрологическое, предсказательное значение. Однако почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной и занималась предсказанием событий лишь государственного масштаба; идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.

Появление первых индивидуальных гороскопов датируют приблизительно V – IV вв. до н. э. Именно к этому периоду относятся наиболее древние из дошедших до наших дней личные гороскопы. Вероятно, появление концепции индивидуального гороскопа было обусловлено введением к IV в. до н. э. в употребление 12-и знакового зодиака и процветанием традиции религиозных календарей-месяцесловов, приписывавших каждому дню году определённые обряды и благополучие или неблагополучие [1].

Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.

Гороскоп, построенный по индийскому образцу (южный стиль)
Гороскоп, построенный по индийскому образцу (северный стиль)

После укрепления связей между Индией и Греко-Римским миром в III - V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на Санскрит, положив начало индийской астрологической традиции. Хотя элементы догреческой астрологии попали в Индию гораздо раньше. Не позднее середины I тыс. до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии на Восток проникли знания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (MUL.APIN).

Постепенно пути греческой и индийской астрологии расходятся. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, например, концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов горокопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в Индии эта концепция существует в упрощённой форме).

Таким образом, к новейшему времени сложились две родственные, но различающиеся многими деталями, традиции гороскопической астрологии:

В последствие к корпусу астрологии из-за внешнего сходства были отнесены некоторые календарные системы, но строго говоря, не являющиеся традициями гороскопической астрологии. К подобным календарным системам относятся:

Астрология и искусство

Астрология оставила существенный след не только в истории астрономии, естественных науках, религии и магии, но так же в культуре.

Структура произведения искусства и астрологические воззрения

Гармония мира, 1806 г.

Разрабатывая теорию музыки, учёные-пифагорейцы стремились выразить через игру на лире гармонию сфер (музыку сфер) — музыкальное звучание планет, солнца, луны и их сфер, составляющее музыкально-математическую архитектонику космоса, врачующее душу и порождающее состояние катарсиса. Через музыку пифагорейцы стремились постичь соразмерность гармонии души и космоса. Образ гармонии сфер оказал влияние на творчество неопифагорейцев и неоплатоников и доминировал в течение длительного времени не только в астрономии (Кеплер), но так же в эстетике и искусстве Европы средневековья и Нового времени (Гёте, немецкие романтики, Шекспир и др.).[2]

Архитектурные сооружения древности так же часто бывают возведены в астрологическими представлениями. Например, зиккураты Двуречья состояли из трёх (по числу трёх миров) или семи (по числу планет) этажей, каждый из которых имел четырёхугольную форму, символизировавшую четыре стороны света и четыре времени года. Египетские и американские пирамиды, романские и готические храмы и многие другие виды сооружений в самой своей структуре содержат указания на астрологические мотивы. [3]

Примером литературного произведения, построенного по астрологическому канону может служить 12-строфное стихотворение «Двенадцать звучаний» («Zwölf Stimmungen») Рудольфа Штейнера. Строфы в этом произведения соотносятся с зодиакальными знаками, каждая строфа содержит по 7 строк, посвящённых 7 видимым планетам: 1-я строка — Солнцу, 2-я и 3-я посвящены внутренним планетам, Венере и Меркурию, средняя строка связана с Марсом, за ней следуют строки Юпитера и Сатурна. Последняя строка посвящена Луне, отражающей солнечный свет, выраженный первой строкой.

Астрологические мотивы в искусстве

Как в литературе, так и в живописи, книжной миниатюре, музыке и скульптуре неоднократно создавались циклы, связанные со знаками Зодиака и астрологическим значением планет.

Творения Данте, Гриммельсгаузена, Шекспира, Кальдерона, Стендаля, Скотта и других писателей в художественной форме зачастую отображают астрологические концепции, господствовавшие в эпоху их написания.

Мало известным остаётся особый литературный стихотворный жанр, генетлиаконик, существовавший в европейской литературе. Эти стихотворения посвящались астрологическому восхвалению новорожденных и их родителей, основываясь на гороскопе новорожденного. Характерным примером генетлиаконика является сохранившееся стихотворение Симеона Полоцкого, посвящённое рождению будущего российского царя Петра I.

Астрологические произведения как произведения искусства

Многие астрологические трактаты Древней Греции, Рима, эллинистического Египта и Индии создавались в стихотворной форме и в виде художественных произведений. Например наиболее древний астрологический трактат греко-римской астрологии, дошедший до наших дней, — «Астрономикон» Маркуса Манилиуса — написан в форме поэмы.

Критика и попытки верификации

Астрология и современная наука

Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова «логос», и применяемый для образования названий различных наук, современная академическая наука постоянно разъясняет, что с позиции современного научного знания астрология носит название науки только в дань традиции. Утверждение о том, что астрология — не наука (а псевдонаука), учёные основывают на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией, и поэтому астрологию относят к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии. Лишь небольшую часть традиционно астрологических знаний учёные склонны признать научными: астрономические знания о движении планет и развёрнутую классификацию, связанная с описанием психологических состояний, характера и поведения людей, так нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии.

Кроме теоретических аргументов, учёные в своей критике часто ссылаются и на результаты различных статистических исследований достоверности астрологии. Наиболее известными в этой области являются работы Мишеля Гоклена, давшие неоднозначные результаты. Смысл работ состоит в том, что на основании большого списка гороскопов «знаменитых людей» по профессиям сравнивались гороскопные данные. Работы Гоклена показали отсутствие корреляции между характером и видом деятельности человека, с одной стороны, и астрологическими параметрами — знаком зодиака и положением планет в момент рождения, с другой[4]. При этом одновременно была обнаружены некоторые статистические закономерности, которые однако были сочтены не настолько явными, чтобы как-то подтвердить астрологические утверждения (см. эффект Марса). Статистические отклонения были не очень велики, и их корректность может оспариваться. Помимо того, критерий значимости выборки считается критиками достаточно произвольным, отчего результаты Гоклена считают непоказательными.

Критику астропсихологии современная наука часто подкрепляет ссылкой на эксперимент Форера (см. Эффект Барнума). В 1948 году психолог Бертрам Форер (Bertram R. Forer) провёл психологический эксперимент: раздал своим студентам тест личности, чтобы по результатам тестирования предоставить им анализ их личности. Однако вместо настоящего анализа, он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента оценить по пятибалльной шкале: насколько описание их личности соответствует действительности. Средняя оценка оказалась равной 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён множество раз с тем же результатом[5]. Этим эффектом учёные объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и различных псевдонаук.

Публичная критика

  • В России

Публичной критикой астрологии как лженауки в России занимается Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской Академии Наук

Астрология и религия

  • Большинство толкователей христианского учения придерживается мнения, что астрология является неакадемической дисциплиной, которая использует в своей работе не точные знания, а предположения, связанные с верованиями различных магических культов. В Библии астрология, как одна из форм гадания запрещена[источник?], поскольку любое гадание трактуется, как обращение к бесовским[источник?] духовным силам (в доказательство чего приводится весьма легкомысленные слова в адрес обычных шарлатанов пророка Исайя 47 глава 13-14 стихи). Св. Августин утверждал (в адрес какого астролога?) что: (вся?) астрология не только дурна, но и лжива.
  • Согласно каббале, нет никакой[источник?] связи между каббалой и астрологией. Когда человек, своим исправлением, вмешивается в высшее управление, то будущее никак заранее определить нельзя — ведь оно меняется в зависимости от человека[источник?]. Ущерб[источник?] от гаданий и астрологических предсказаний двойной — неправильные[источник?] прогнозы и отвлечение[источник?] от исправления. А соотвественно, и реакция свыше, коррекция — двойные[источник?] страдания[источник?]![6]


  • Каббала, повсеместно используемая в христианстве, и основанная на Сефер Йецира, где были указаны известные поныне астрологические символы, связывая Древо Жизни с планетами. Европейские названия дней недели названы по именам планет (Солнце и Луна - в астрологии тоже планеты). Последний (в Европе) день недели «суббота» (saturday - «день Сатурна») назван именем 7-ой последней видимой планеты. Иудеям заповедано в шаббат отдыхать, как Яхве отдыхал на 7-ой день творения, и зажигать семисвечник символизирующий освящение 7 планет 7-и небес 7-и дней Творения Мира. В России во времена коммунистической революции был введён субботник («суббота» - буквально переводится «день чистки»). В Средние века инквизиция казнила астрономов, опровергающих геоцентризм и существование более 7 планет, ибо это опровергало 7-и уровней иерархии Бога, 7 подсвечников 7-и Церквей, 7 рогов Агнца Апокалипсиса.

Примечания

  1. Жилински К. История астрологии.
  2. Грицанов А. А. Гармония сфер//История философии: энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — ISBN 985-6656-20-6, ISBN 985-428-461-1.
  3. Астрология и искусство.
  4. «Астрология и логика. Аудиторская проверка» на сайте Элементы.ру
  5. См. * Forer, B. R. (1949). The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility. Journal of Abnormal and Social Psychology, 44, 118—123..
  6. Каббала и Астрология



Источник: http://ru.wikipedia.org
Категория: Люди | Добавил: Andrysik (18.05.2009)
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Люди [2]
Поиск